Заброшенный рай на супервулкане

[Published on 2009-10-21 in Неизведанная Азияby Денис Абсентис]

Заброшенный рай на супервулкане

ТобаСуматра. Остров в Индийском океане, в западной части Малайского архипелага, пересеченный пополам экватором. Километрах в трехстах выше экватора лежит самое большое в Юго-Восточной Азии вулканическое озеро (часто при описании пропускают слово «вулканическое», но это не верно: самое большое по размерам озеро в ЮВА - это Тонле Сап в Камбоджи) и одно из самых глубоких озер в мире - Данау Тоба.

Эти красивейшие места сегодня мало кто посещает. А когда-то, лет пятнадцать назад, у местных жителей была надежда сделать из острова Самосир если не «второй Бали», то хотя бы известное туристическое место. Но не получилось. Народ не поехал. Скорее всего, сказалась даже не столько слабо развитая инфраструктура, сколько сложность поездки. И самолеты в Медан напрямую мало откуда летают, и паромы с Пенанга идут шесть часов, и до самого озера добираться из Медана еще часов пять по разбитой и полузатопленной в сезон дождей дороге. Да и азиатский кризис 1997 года сильно сказался на запустении этих мест. Так и стоят на «туристическом» полуострове Тук-Тук полузаброшенные пустые гостиницы, гестхаузы и кафе, а самые ушлые бэкпекеры умудряются устраиваться на ночлег всего за два доллара.

Частые наводненияТем не менее (или тем более?) это место, которое любознательному туристу посетить явно стоит, хотя добраться из-за частых наводнений туда не всегда просто.

Преодолев зачастую залитые деревни и горные серпантины, вы оказываетесь у огромного спокойного озера, прямо в центре огромного супервулкана. Посередине этого озера находится образовавшийся во время последнего извержения Тобы остров Самосир, размером с Сингапур.

Паромы на остров из прибрежного городка Прапат, теперь обычно называемым почти во всех путеводителях Парапатом (хотя это другой город, находящийся на самом деле километрах в 80 на северо-восток от озера), ходят достаточно регулярно, несмотря на то, что обычно перевозят всего несколько человек. Полчаса - и вы уже на острове. И если вы все же туда добрались, то можете расслабиться и в полном спокойствие наблюдать закат солнца за окружающие горные вершины, отрешившись от всех проблем внешнего мира.

Супервулканы

На сегодняшний день вулканологам известно более полутора тысяч вулканов. Но только лет двадцать назад появился термин «супервулкан». Их открытие тут же обросло газетными страшилками про конец света, имеющим, похоже, под собой некоторые основания. Выяснилось, что зрелище, показанное в голливудских фильмах «Пик Данте» и «Вулкан» - полная ерунда по сравнению с тем, что произойдет при извержении супервулкана. Вулканическая зима, падение средней температуры на 10-20 градусов, метровый слой горячей золы почти по всей Земле, небо над всей Землей, затянутое черными тучами и т.д. Ну и, понятно, «вымрем все». От удушья, отравления сероводородом, кислотных дождей и прочих прелестей. Надо заметить, что в отличие от большинства эсхатологических предсказаний, зерно правды в этом есть. В геологической временной шкале, естественно. Есть шанс, что когда-нибудь он может взорваться. Несколько лет назад появился фильм «Supervolcano: The Truth About Yellowstone» (производство Би-би-си), представляющих возможное извержение как начало грандиозного катаклизма.

Супервулканы обнаружены не так давно в Европе, Америке, Индонезии и у нас на Камчатке. Никто раньше об их существовании не подозревал, поскольку они совсем не похожи на привычные конусообразные горы с жерлом внутри. Из супервулкана гора образоваться просто не может - она столь огромна, что проваливается под землю, ибо кора не в состоянии выдержать такую тяжесть. Самый потенциально опасный супервулкан находится в центре американского национального парка Йеллоустон. Возможно, это место, известное своей мистической завораживающей красотой, может погубить нашу цивилизацию. Своим феноменом Йеллоустон обязан скрывающимся под самой поверхностью земли потокам магмы. Необычная активность земной коры в этом районе наводит ученых на мысль, что мощнейшее извержение вулкана в этом районе - всего лишь вопрос времени.

Супервулканов на сегодня известно четыре. Но за последние пару миллионов лет взрывался только один - Тоба на Суматре, что зафиксировано даже в книге рекордов Гиннеса. Этот взрыв, произошедший 1,2 миллиона лет назад, сформировал самую большую на Земле кальдеру (испанское caldera, буквально - большой котел, котлообразная впадина с крутыми склонами и ровным дном, образуется главным образом вследствие провала вершины вулкана) размером 35 на 100 километров. Последний взрыв вулкана произошел немногим более 70 тыс. лет назад - по геологическим меркам совсем недавно. Извержение тоже было не слабое - в Индии пепел из вулкана Тоба ложился кое-где слоем в шесть метров. Вероятно, именно этот катаклизм и стал одной из основных причин начала очередного малого ледникового периода на Земле, воздействовав на климат на всей планете.

Существует даже гипотеза, что именно извержение Тобы помогло кроманьонцам, то есть нашим предкам, в конкурентной борьбе с неандертальцами. Ибо после взрыва Тобы, вызвавшего маленький ледниковый период, уже ни мышцы, ни шерсть от бескормицы и страшных морозов не спасали - надо было огонь разводить да строить ловушки на мамонтов, что неандертальцы, вроде бы, не умели. Посему наши предки их ловили и поджаривали на этом самом огне себе на ужин, пока неандертальцы не закончились.

По мощности извержение супервулкана можно сравнить только с падением на Землю крупного астероида. При этом, однако, астероид можно, хотя бы в теории, отклонить, а вот избежать извержения супервулкана невозможно. Недавно ученые из австралийского университета Монэш напугали общественность заявлением, что два мощных землетрясения, происшедших в Юго-Восточной Азии 26 декабря 2004 года (вызвавшее цунами) и 28 марта 2005 года, могут являться предвестниками третьего, которое произойдет в районе Суматры и приведет к взрыву супервулкана Тоба.

Но в прошедшие века путешественников на Суматре пугали не супервулканы, о которых они тогда ничего не знали, а местные «охотники за головами».

***

Именно там, на острове и в 200 - 300 километрах вокруг него, и живут известные племена бывших «охотников за головами» - батаков, которые, наряду с племенами с других островов - даяками с Борнео, яли с ПНГ и пр., принесли Индонезии сомнительную славу самой «каннибальской» страны современного мира.

Португальцы прибыли на Суматру еще в 1509 году, но на Тобу никто не совался - внушающая страх репутация батаков работала в течение столетий. С XVII века до середины XX века Суматра была колонией Нидерландов. Голландцы и назвали это озеро Toba Meer, Морем Тоба, поскольку озеро огромно - более чем 400 квадратных миль, в два раза больше Женевского озера. Примерно в это время здесь начали появляться первые миссионеры. Они поражались высокой культурой «начитанных каннибалов» - так священники прозвали батаков, ибо те прекрасно сочетали каннибализм с передовыми технологиями возделывания риса и развитой письменностью. А еще наши каннибалы обожали играть в шахматы, пришедшие сюда из Индии. И сегодня в любом из многочисленных «буфетов» (warung kopi) в горной местности можно наблюдать местных шахматистов, в свободное от работы на поле время разрабатывающих шахматные комбинации. Если вы - слабый игрок, то подумайте, прежде чем садится с ними играть - мат Легаля в семь ходов они знали задолго до того, как Легаль родился. Батаки - одни из лучших шахматистов на Востоке. В каждой деревне есть свой эксперт по шахматам, и давно известна история, как в середине прошлого века босой крестьянин-батак поставил в безвыходное положение голландского чемпиона мира в гранд-отеле в Медане.

Так себе батаки и жили, не обращая внимания ни на проповедников ислама, ни на христианских миссионеров. Единственной их проблемой была малочисленность преступников. Зато, если на радость племени преступник все же обнаруживался, то вся деревня собиралась в ожидании решения суда, чтобы поучаствовать в наказании отщепенца. «Лучшими кусками считались ладони и подошвы ног», - писал в 18 веке сэр Томас Раффлз, основатель Сингапура и губернатор английских колоний на Яве и Суматре. 17 августа 1945 года Индонезия получила независимость и остров стала ее частью.

Правосудие по-батакски

Тюремная клеткаКаннибализм у батаков существовал в другой форме, чем, скажем, у папуасов с Новой Гвинеи. Вообще говоря, любой Священный Каннибализм решет две задачи. Одна, общеизвестная, - это переход силы, смелости, ловкости и мудрости поедаемого, вплоть до представления его богом, передающим свои качества через съеденную плоть, что нашло свое отражение, например, в каннибализме ацтеков. И другая сторона каннибализма, на которую как-то меньше обращают внимание, хотя она явно прописана даже в простом словаре Брокгауза: «одним из наиболее первобытных мотивов каннибализма должна быть признана ярость, инстинктивное желание уничтожить врага в буквальном смысле этого слова... съедением врага последний совершенно уничтожается».

Батаки, которые ранее наследовали мудрость своих родителей путем их поедания (как писал Марко Поло, побывавший, если не соврал, на Суматре еще в 1292 году), со временем сосредоточились в основном на втором аспекте каннибализма. Большей частью они стали есть преступников. Надо думать, что преступников было не так уж и много, ибо все знали, какое наказание может им грозить за нарушение закона, а страх быть съеденным - это подсознательный древний инстинктивный ужас для человека.

Тех, кто все же осмеливался нарушить местные законы и обычаи, для начала ждала тюрьма. Провинившегося сажали в клетку, где он и дожидался суда.

Место судебных заседанийПосле этого короли нескольких поселений собирались на суд. В поселке Амбарита сохранилось место судебных заседаний с 300-летними каменными сидениями, где за круглым столом собирался высокий суд, на котором кроме королей присутствовали судья и адвокат обвиняемого.

Если на процессе вина подсудимого была доказана, то его либо съедали сразу, либо, в зависимости от обстоятельств дела, ждали подтверждения от главы деревни, где жил обвиняемый. Если глава деревни был согласен с приговором, то он посылал ткань, которой закрывалось лицо осужденного и тарелку с солью и лимонами - как приправу для плоти. После получения такого подтверждения несчастного уволакивали на кухню с разделочным столом, в двадцати метрах от места суда:

Там его ослепляли, надрезали тело, приправляли раны перцем и чесноком, затем забивали палками до смерти и только потом точили меч, отрубали голову и окончательно разделывали на столе. Каждое действие производилось на отдельном каменном сооружении. Затем поедали. Сырым. Такое наглядное правосудие, вероятно, желание совершать правонарушения отбивало сильно. Обычай запивать эту скромную трапезу кровью буйвола, на мой взгляд, происходит как раз из-за того, что это - преступник, а не «храбрый враг». То есть перенять его качества никто не хотел, хотели лишь уничтожить «зло». А кровь буйвола - это что-то вроде божественного противоядия. Ведь обожествление и поклонение буйволам, помогающим возделывать рис, здесь было испокон веков, наглядное свидетельство чему батакские дома, крыши которых выполнены в форме рогов буйвола (неискушенные в вопросах развития религий туристы обычно принимают эти крыши за проекцию лодок).

Стол для разделки телаМестные жители с удовольствием продемонстрировали мне весь процесс разделки тушки преступника.

При изображении ритуала батак каждую фразу заканчивал плотоядным «ням-ням», понятным на всех языках.

- «Вот здесь еще живого разрезали, ням-ням, поливали раны лимоном и специями, ням-ням, вот здесь точили нож, ням-ням...»

- «А вегетарианцы у вас были?»

- «Бывали иногда... - Недовольно морщится, всем своим видом выражая сожаление: «в семье не без урода». - Но они не должны приходить на суд. Если пришел - то должен есть. А если пришел и не ешь, то тебя тоже... ням-ням».

Демонстрация процесса разделки тела

***

Такое положение дел долго ставило в тупик христианских миссионеров. Их самих батаки не ели - ибо не преступники - но христианство принимать никак не хотели. Так бы оно и продолжалось, если бы не знаменитый немецкий миссионер Людвиг Номменсен. Точнее, знаменитым он стал именно после обращения батаков в христианство. В 1880-ых Номменсен прибыл на озеро Тоба с Библией и скрипкой. Он построил первую миссию на Самосире в 1893 году и стал требовать от голландских властей запретить жертвенные ритуалы и батакскую музыку, что, по его мнению, должно было послужить главным ударом по традиционной религии. В какой-то мере ему это удалось с помощью местного короля Сидабутара, чью могилу можно увидеть на острове и сегодня. Скрипка, правда, не прижилась, и со временем стало ясно, что христианские догматы Номменсену пришлось немного подкорректировать, соединив лютеранство с местным анимизмом. По другому не проходило. Ригоризм не прокатывал. И сегодня на Самосире можно слышать, как местные лютеранские пасторы в случае болезни или какого другого несчастья подобно шаманам пару дней стучат в батакские барабаны, прогоняя то ли бесов и дьяволов, то ли лесных духов, и вовсе не возражают против ритуального заклания буйвола или традиции выкупа за невесту.

Подготовка к процессу разделки телаЛюдей батаки к тому времени уже лет пятьдесят не ели. Но победу над каннибализмом Номменсен, естественно, приписал себе. Эта нестыковка совершенно не смущает составителей различных путеводителей, которые на голубом глазу пишут, что каннибализм у батаков исчез к 1826 году благодаря Номменсену, который прибыл на Тобу в 1881-ом... (здесь цифры от источника к источнику плавают, иногда указывается, что каннибализм исчез в 1816 году, а Номменсен приехал в 1861 году, но в любом случае - никак не раньше).

Теперь былая слава батаков как каннибалов осталась только в фольклоре, а немногочисленные путешественники без опаски приезжают в гости к этому веселому и добродушному народу. Единственное, что угрожает туристу - назойливость многочисленных местных детей в окрестных поселениях, которых учителя посылают на ловлю немногочисленных туристов, для изучения английского языка в «полевых условиях». И в доказательство успешности «урока» ученики должны приносить учителю дневники с подписью иностранца.

Search









Advanced search

what you're looking for